щебень под асфальт

Какой фракции купить щебень под асфальт

Щебень под асфальт составляющая асфальтобетона. Он влияет на долговечность дорожного покрытия, а также на сцепление шин с дорогой. Щебеночно-мастичный асфальтобетон должен содержать 70%-80% щебня. Только тогда он не будет расслаиваться и будет максимально прочным.

Как выбрать щебень для асфальта 

Ежедневно асфальт испытывает определенную нагрузку, связанную с транспортом и пешеходами. Влияние внешней среды (осадки, низкие и высокие температуры) также окажут негативное воздействие. Именно поэтому изготавливать асфальтобетон нужно из особого щебня. Обращайте внимание на такие характеристики: 

  • фракция; 
  • вид; 
  • адгезия; 
  • лещадность; 
  • истираемость; 
  • прочность; 
  • морозоустойчивость; 
  • водопроходимость; 
  • радиоактивность 
  • насыпная плотность; 
  • наличие зерен слабых пород; 
  • наличие глины и пылевидных частиц. 

Многие эти качества контролируются ГОСТом для асфальтобетонных составов.

Вид 

Асфальт лучше изготавливать из магматических пород, таких как: диорит, гранит, базальт, сиенит, габбро. Они износоустойчивые, прочные и выдерживают сильные морозы. Из метаморфических пород изготавливают асфальт на аэродромах. Из известняка, песчаника и доломита практически не применяют. Его используют при подготовке асфальта для пешеходных зон с небольшой проходимостью. 

виды щебня

Фракция 

Вам предстоит выбрать щебень под асфальт — какая фракция у него должна быть? По ГОСТу асфальтобетон должен содержать частицы величиной 5, 10, 15, 20 и 40 мм. Качественный материал получится из таких фракций: 5-10, 5-15, 5-20, 10-15, 10-20, 15-20, 20-49. Из них 5-15, 15-20, 10-15 – это нестандартные фракции, остальные стандартные. Нестандартными фракциями контролируется зерновой состав изготавливаемого материала. Зерновой состав асфальтобетона следующий: 

  • крупнозернистый – с частицами 20-50 мм; 
  • мелкозернистый – до 20 мм. 

Первый применяют снизу асфальтового полотна, так как он упругий и прочный. Для верхних слоев применяют мелкий материал. Он делает дорожное покрытие ровным и гладким. 

фракции щебня

Лещадность 

Самой лучшей формой щебня для изготовления дорожного полотна считается тетраэдрическая и кубическая. Такой материал уплотняются и создают ровную поверхность. Однако породу дробят, получаются плоские и продолговатые частички. Им дали название лещадные. По утвержденным правилам их может быть в асфальте: для 1-2 категории – до 15%, для 3 категории – до 25%, для 4 категории – до 35%. На крупных автодорогах лучше использовать состав из первой категории. Небольшие площади в частных домах и садовые дорожки покрывается щебнем со средним показателем.  

Адгезия 

Адгезия – это способность связываться с битумом посредством вяжущего состава. Он может иметь разную адгезию. Чтобы проверить это качество, небольшой камень обливают битумом, и когда он высохнет, помещают в кипяток на полчаса. Если хорошая адгезия, то вяжущая масса не будет отделяться. В случае, когда камень на 50% оголяется, будет считаться, что у него средняя адгезия. Такой материал подойдет для пешеходных дорожек с небольшой нагрузкой. Бывает, что битум отлипает больше чем на 50%, то это значит, что такой не подойдет для асфальтирования.  

Прочность 

Как определяют прочность щебня? Для этого используют механические действия, а именно сжимают его в цилиндре. Посредством таких действий выявляются 2 параметра – давление для разрушения камней и потерю массы после убирания небольших частиц. С низкой дробимостью недолго прослужит и придет в негодность под действием автомобилей. Дорожное покрытие может приобрести разрушения, которые в будущем приведут к большим ямам.  

Истираемость 

Устойчивость асфальта к динамическим нагрузкам выявляется маркой по истираемости. Щебень прокручивают в барабанах вместе с металлическими шариками. После этого считают, сколько массы он потерял, и по этому значению присваивают марку. По этому показателю выбирают в зависимости от типа асфальта: А-потеря массы до 25% , Б – 25-35%, В – 35-45%. Прочность напрямую влияет на его истираемость. Известно, что самые высокие показатели у гранита и базальта. У известняка и серпентинита значения меньше.  

Морозостойкость 

Бывает, что зимой асфальт трескается, и на нем образуются ямы. Это происходит из-за его низкого качества и из-за воздействия низких температур. На морозоустойчивость дорожного покрытия напрямую влияет щебень, чем он качественнее, тем будет независимее от погодных условий. Учитывайте климат в определенной местности. Часто для строительства дорог используют камни с более внушительными показателями.  

Содержание зерен слабых пород 

Щебень часто содержит примесь других материалов. По государственным стандартам щебень включает в себя менее 5% зерен иных пород. Во время физического воздействия мелкие зерна распадаются, что приводит к разрушению дорожного полотна. Следовательно, их количество входит в стандарты, прописанные государством.  

доставка

Содержание пылевидных частиц и комков глины 

При получении щебня он смешивается с глиной, а также на нем оседают пылевидные частицы. При большом количестве этих примесей щебень будет сильно поглощать воду и будет не так крепко скрепляться с битумом. Как итог – асфальт из него не выстоит морозы и будет не таким прочным. Меньше всего пылевидных частиц и глины в диоритовом и гранитном щебне. 

Водопоглощение 

Чем сильнее материал впитывает жидкость, тем некачественнее он будет и тем меньшую отрицательную температуру выдержит. Чтобы снизить эти свойства, обрабатывается щебень жидким битумом или отработанным машинным маслом. Это поможет сделать его пригодным для использования на взлетных полосах и крупных магистралях. Полученный состав будет поглощать меньше жидкости, и его используют даже на болотистой территории.  

Насыпная плотность 

Это значение определяет, какие объемы займет некоторая масса щебня при помещении ее в кузов грузовика. Результат будет зависеть от вида и его фракции. Усредненное значение равно 1500 кг/м, но может несколько изменяться в большую или меньшую сторону.  

Радиоактивность  

Существует щебень, который от природы является радиоактивным. Техногенное загрязнение будет как раз исключением, чем правилом. Перед тем, как использовать его для изготовления асфальта, нужно провести проверку необходимых показателей. Например, до 370 Бк/кг – разрешен для всех видов асфальта, до 740 Бк/кг – лучше использовать на небольших участках, до 1500 Бк/кг – используют на нежилых территориях.  

Какой щебень подойдет для асфальтобетона 

Для асфальтирования больших автострад больше подойдет из гранита 5-10, 5-20 и 20-40 фракции. Для дорог с небольшой нагрузкой подойдет амфиболитовый 10-20 и 20-40 фракции. Проложить асфальт не небольших придомовых территориях можно при помощи серпентинитового щебня 5-20 и 20-40 фракции.

проба  

Какой щебень не подойдет для асфальтобетона 

Для изготовления качественного дорожного покрытия подойдет мало какой щебень. К нему предъявляются серьезные требования. Если игнорировать правила и нормы, то дорожное покрытие не выдерживает необходимую нагрузку и быстро разрушится. Для асфальтобетона лучше не использовать: 

  • высокопористый известняк; 
  • ракушечник и песчаник; 
  • мрамор; 
  • гравий; 
  • кварц. 

Для асфальтирования придомовых территорий можно не приобретать все составляющие отдельно, так как это затратное дело. Не имея опыта и инструментов, вряд ли добьетесь хорошего результата. Удобнее будет купить готовое дорожное покрытие. Теперь вы знаете, какие требования нужно предъявлять, чтобы изготовить качественное дорожное покрытие.  

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *